Транспортируемые грузы разделяются на штучные и насыпные.
Штучными грузами называются единичные грузы учитываемые по количеству штук, например: тарные грузы (ящики, мешки, бочки, кипы, картонки, связки, контейнеры, бутыли и т. д.) детали и комплектующие машин, а также массовые грузы, имеющие в той ли иной степени определенные размеры и форму, пример: кирпичи, слитки, прокатные балки, трубы, пиломатериалы и т. д. Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, конфигурацией и весом каждой штуки груза.
Насыпными грузами считаются различные массовые кусковые, зернистые, порошкообразные и пылевидные грузы, хранимые и перемещаемые навалом, пример: руда, порода, уголь, торф, гравий, камни, щебень, формовочная земля, опилки, песок, цемент и т. д.
Насыпные грузы характеризуются размером и формой частиц и кусков (кусковатостью); объемным (насыпным)весом, удельным весом взаимной подвижностью и связанностью отдельных частиц и углом естественного откоса, истирающей способностью (абразивностью) коррозийностью, взрывоопасностью, самовозгораемостью, способностью слеживаться, смерзаться, липкостью, ядовитостью и т. д.
Кусковатостью или гранулометрическим составом насыпного груза называется количественное распределение частиц груза по их крупности. Кусковатость характеризует наибольшие линейные размеры кусков или частиц насыпного груза и процентное количество частиц с более или менее однородными пределами размеров кусков в каком — либо заданном объеме (пробе).
Объемным (или насыпным) весом насыпного груза называется вес единицы занимаемого им объема.
Истираемой способностью (абразивностью) называют свойство частиц насыпного груза изнашивать соприкасающиеся с ним во время движения поверхности лотков, желобов, лент, шарниров цепи и т. д. Степень абразивности насыпного груза зависит от твердости формы и размеров частиц. Значительная абразивность присуща кусковой руде, коксу, золе, цементу, песку, земле и т. д.
По степени абразивности и ее вредного воздействия на элементы конвейеров делят на 4 группы: А — неабразивные; В — малоабразивные; С — средние; D — высокая абразивность.
Корродирующее свойство грузов, вызывающее интенсивное ржавление стальных деталей, требует применения специальных материалов или покрытий (например: нержавеющая сталь, пластик, полиамид и т. д).
Взрывоопасность, самовозгораемость и ядовитость транспортируемых грузов учитываются специальным техническим условием, которое необходимо обязательно выполнять при проектировании машины.
Слеживаемость, то есть способность некоторых насыпных грузов таких как глина, соль, сода, известь, снег, цемент и т.д. терять подвижность свих частиц при длительном хранении таких грузов в бункерах, кожухах конвейеров и других емкостях.
Для борьбы со слеживаемостью груза в бункерах размещаются специальные разрыхлители: механические, пневматические или вибрационные. При работе со слеживающимися материалами кожухи конвейеров нельзя оставлять загруженными после окончания рабочей смены.
Смерзаемостью обладают многие влажные рассыпные грузы: глина, руда, уголь и т. д.
Процесс и хранение смерзаемых грузов целесообразно осуществлять в утепленных помещениях.
Липкость, то есть способность некоторых грузов, особенно во влажном состоянии, липнуть к твердым телам, требует выбора несущих или поддерживающих элементов особой формы или же применения покрытий из материалов к которым груз не липнет, а также эффективных очистных устройств. Липкость затрудняет процесс транспорта грузов.