Характеристика транспортируемых грузов

Транспортируемые грузы разделяются на штучные и насыпные.

Штучными грузами называются единичные грузы учитываемые по количеству штук, например: тарные грузы (ящики, мешки, бочки, кипы, картонки, связки, контейнеры, бутыли и т. д.) детали и комплектующие машин, а также массовые грузы, имеющие в той ли иной степени определенные размеры и форму, пример: кирпичи, слитки, прокатные балки, трубы, пиломатериалы и т. д. Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, конфигурацией и весом каждой штуки груза.

Насыпными грузами считаются различные массовые кусковые, зернистые, порошкообразные и пылевидные грузы, хранимые и перемещаемые навалом, пример: руда, порода, уголь, торф, гравий, камни, щебень, формовочная земля, опилки, песок, цемент и т. д.

Насыпные грузы характеризуются размером и формой частиц и кусков (кусковатостью); объемным (насыпным)весом, удельным весом взаимной подвижностью и связанностью отдельных частиц и углом естественного откоса, истирающей способностью (абразивностью) коррозийностью, взрывоопасностью, самовозгораемостью, способностью слеживаться, смерзаться, липкостью, ядовитостью и т. д.

Кусковатостью или гранулометрическим составом насыпного груза называется количественное распределение частиц груза по их крупности. Кусковатость характеризует наибольшие линейные размеры кусков или частиц насыпного груза и процентное количество частиц с более или менее однородными пределами размеров кусков в каком — либо заданном объеме (пробе).

Объемным (или насыпным) весом насыпного груза называется вес единицы занимаемого им объема.

Разделение грузов по объемному весу
Разделение насыпных грузов по объемному весу

Истираемой способностью (абразивностью) называют свойство частиц насыпного груза изнашивать соприкасающиеся с ним во время движения поверхности лотков, желобов, лент, шарниров цепи и т. д. Степень абразивности насыпного груза зависит от твердости формы и размеров частиц. Значительная абразивность присуща кусковой руде, коксу, золе, цементу, песку, земле и т. д.

По степени абразивности и ее вредного воздействия на элементы конвейеров делят на 4 группы: А — неабразивные; В — малоабразивные; С — средние; D — высокая абразивность.

Корродирующее свойство грузов, вызывающее интенсивное ржавление стальных деталей, требует применения специальных материалов или покрытий (например: нержавеющая сталь, пластик, полиамид и т. д).

Взрывоопасность, самовозгораемость и ядовитость транспортируемых грузов учитываются специальным техническим условием, которое необходимо обязательно выполнять при проектировании машины.

Слеживаемость, то есть способность некоторых насыпных грузов таких как глина, соль, сода, известь, снег, цемент и т.д. терять подвижность свих частиц при длительном хранении таких грузов в бункерах, кожухах конвейеров и других емкостях.

Для борьбы со слеживаемостью груза в бункерах размещаются специальные разрыхлители: механические, пневматические или вибрационные. При работе со слеживающимися материалами кожухи конвейеров нельзя оставлять загруженными после окончания рабочей смены.

Смерзаемостью обладают многие влажные рассыпные грузы: глина, руда, уголь и т. д.

Процесс и хранение смерзаемых грузов целесообразно осуществлять в утепленных помещениях.

Липкость, то есть способность некоторых грузов, особенно во влажном состоянии, липнуть к твердым телам, требует выбора несущих или поддерживающих элементов особой формы или же применения покрытий из материалов к которым груз не липнет, а также эффективных очистных устройств. Липкость затрудняет процесс транспорта грузов.